Правительство 21 сентября ограничило экспорт бензина и дизеля
Оптовая стоимость АИ-92 уже до конца сентября в европейской части России может снизиться до 50–55 тыс. рублей за тонну, ожидает бизнес. Повлиять на это должно временное ограничение на экспорт бензина и дизеля — о его введении 21 сентября сообщил кабмин. К моменту принятия этого решения ситуация на топливном рынке страны заметно обострилась. По информации «Известий», регионы не только столкнулись с дефицитом и подорожанием топлива — в некоторых даже начали закрываться АЗС. Как ограничительная мера может изменить ситуацию и есть ли у закрывшихся заправок шансы вернуться на рынок — в материале «Известий».
Правительство 21 сентября приняло решение о введении временного ограничения на экспорт бензина и дизеля для стабилизации внутреннего рынка. Ограничения не распространяются на вывоз в страны ЕАЭС и не коснутся гуманитарной помощи.
Такая мера последовала после сообщений об ухудшении ситуации в регионах — дефиците топлива и росте цен на него.
Временный запрет на экспорт топлива из РФ приведет к насыщению внутреннего российского рынка топливом, на этом фоне удастся устранить его дефицит в отдаленных и аграрных регионах страны. А падение оптовых цен на бирже остановит рост розничных цен на бензин и дизельное топливо на АЗС.
Российские НПЗ будут вынуждены увеличивать оптовые поставки на биржу, чтобы реализовать выпавшие от запрета экспорта объемы. На этом фоне оптовые цены на бирже будут снижаться каждый день до тех пор, пока не будет найден баланс спроса и предложения. До конца сентября оптовая стоимость АИ-92 в европейской части России может опуститься до 50–55 тыс. рублей за одну тонну.
В последние месяцы российские регионы столкнулись с проблемами нехватки топлива и его высокой цены. Оптовая стоимость бензина в России неоднократно била рекорды, а рост розничной цены превысил темпы инфляции. На фоне решения кабина 21 сентября АИ-92 подешевел более чем на 5%, до 62,5 тыс. рублей за тонну, АИ-95 — на 4%, до 67 тыс. рублей за тонну, а дизель — на 1,7%, до 72,2 тыс.
Некоторые эксперты отмечают излишнюю радикальность меры правительства по запрету экспорта.
— Решение выглядит избыточным, так как власти неоднократно подтверждали, что дефицита нет, а есть проблема с поставками в отдельные регионы. Многие обвиняли в возникших проблемах «серый экспорт».
Пока мера дала краткосрочный эффект, и если динамика снижения цен на топливо в опте не сохранится, то ситуация для многих АЗС будет оставаться непростой.
Из-за запрета на экспорт у нефтяников могут возникнуть проблемы с финансированием нефтепереработки, что в дальнейшем негативно скажется на отрасли.
Появились случаи закрытия АЗС в регионах из-за убытков. В частности, такая ситуация наблюдается в Нижегородской области.
О закрытии заправок в Краснодарском крае сообщил «Известиям» и генеральный директор ООО «ЭдАн Инжиниринг», владелец торговой марки оборудования для АЗС НАРА Эдуард Анимаев.
— Некоторые клиенты, закупавшие у нас оборудование, вынуждены были остановить работу на своих АЗС. Часть клиентов остановили строительство новых АЗС, так как торговля топливом для них стала убыточной, — отметил он.
В России цена на топливо в рознице регулируется государством, оптовая стоимость формируется на бирже СПбМТСБ. Если для ВИНКов это не критично (они могут перераспределять прибыли и убытки внутри компании), то для независимых АЗС — серьезная проблема
Диспаритет оптовых и розничных цен приводит к тому, что реализация топлива на независимых АЗС становится невозможной. Выставление цен на стеле выше на 5–7 рублей, чем у ВИНК, ведет к оттоку покупателей.
Подробнее — в материале Известий по ссылке: https://iz.ru/1577576/valerii-voronov/vyvoza-net-kak-povliiaet-na-rynok-zapret-eksporta-nefteproduktov